С 01.09.2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО.
Данные Стандарты регулирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее дети с ОВЗ).
Стандарт разработан на основе Конституции и законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Последовательность введения ФГОС ОВЗ и УО:
2016-2017 уч.г. - 1 классы
2017-2018 уч.г. - 1 и 2 классы
2018-2019 уч.г. - 1,2 и 3 классы
2019-2020 уч.г. - 1,2,3 и 4 классы
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» обязателен для реализации как в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (ранее специальные (коррекционные) учреждения), так и в общеобразовательных организациях. Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.
Реализация школой Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ОВЗ направлена на обеспечение права на образование данной категории школьников в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями. Образовательная деятельность детей с ОВЗ направлена не только на развитие их академических, но и жизненных компетенций, а основная цель общеобразовательной школы – обеспечение успешной социализации детей с ОВЗ.
Для детей с ОВЗ, обучающихся инклюзивно в условиях массовой школы, возможны пролонгированные сроки обучения: увеличение сроков обучения происходит за счёт удлинения сроков обучения в 1-ом классе (исходя из возможностей детей, которые не получили коррекционно-развивающей помощи на уровне дошкольного образования).
Более подробно ознакомиться с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья вы сможете на сайте школы и официальном сайте ГАУ ДПО ИРО.