Какова главная задача родителей в период адаптации ребенка
к школе?
Основа
родительской позиции вообще состоит в том, что дома ни в коем случае нельзя
дублировать школу. Родитель никогда не должен становиться вторым учителем.
Основная задача родителей в помощи первокласснику - эмоциональная поддержка,
предоставление максимально возможной самостоятельности в организации его
собственных действий по выполнению школьных правил.
Как подготовиться к первому сентября?
- Рассказать о
том, что ждет ребенка в этот день.
- За несколько
дней начать вводить его в ритм "подъема и отбоя".
- Любимый
медвежонок (кукла или любимая игрушка) должен быть взят с собой в портфель (он
тоже в первый день пойдет учиться).
- Можно дать
ребенку с собой камушек – амулет (обеспечивает «связь с родителями»).
· Основная
одежда должна быть новой и особой (школьная одежда), но какая–то деталь одежды
должна быть знакомой и любимой (любимые носочки, маечка, значок на рубашке и
пр.)
· Мобильный
телефон первого сентября (и вообще в период адаптации) лучше с собой не давать.
Ребенок хуже привыкает к новой жизненной ситуации и новым взрослым, если у него
есть возможность постоянного контакта с родителями.
· Цветы учителю
должны быть такими, чтобы ребенок ощущал их особенную красоту (пусть их будет
немного). Лучше, если он будет выбирать цветы вместе с Вами. Это важно, чтобы у
него не возникало чувства, что другие дети принесли красивые цветы, а он –
плохие.
· Приготовить
все с вечера, чтобы утром не возникло суеты или паники. Рассчитать время, чтобы
ребенок с утра мог не спеша поесть, сходить в туалет.
Какие
непредвиденные трудности могут возникнуть первого сентября?
Часто дети
(особенно не посещавшие раньше детских садов или детских групп) в последний
момент отказываются расставаться с мамой или папой, которые привели их в школу,
начинают плакать, цепляться за родителей. В такой ситуации лучше пойти на
занятия вместе с ребенком. Для этого нужно заранее освободить себе весь день. О
возможности ходить вместе с ребенком на уроки лучше поговорить с учителем
(администрацией школы) на родительском собрании заблаговременно.
Какие
непредвиденные трудности могут возникнуть второго сентября?
Мама будит Петю
второго сентября: «Вставай. Пора идти в школу!»
Петя: «Я же уже
вчера сходил…»
Что делать,
если ребенок с утра плохо себя чувствует, а нужно идти в школу?
У
шести-семилетних детей редко случается «воспаление хитрости». Либо ребенок,
действительно, заболевает, либо плохое самочувствие связано с необходимостью
идти в школу. В любом случае, стоит это проверить. Если ребенок после того, как
Вы оставили его дома, сразу почувствовал себя лучше, то, возможно, его плохое
самочувствие связано со стрессом, испытываемым в школе. Постарайтесь выяснить
(у ребенка, у учителя, у знакомых детей), что происходило в школе вчера,
позавчера. Важно понять, что происходит, особенно если такое повторяется
систематически.
Если же Вы
все-таки решили отправить ребенка в школу, дав ему таблетку от головной боли
(или не обнаружив никаких симптомов болезни), не делайте ценностью преодоление
им плохого самочувствия. Не хвалите за то, что он пошел в школу, переборов
себя.Если Вы будете гордиться, что Ваш ребенок учится (трудится), невзирая на
свое плохое самочувствие, то у него может подсознательно закрепиться установка
на болезнь: можно добиться похвалы, болея.
Как
реагировать, если ребенок злится на учителя (детей) в школе или испытывает
страх перед школой?
Прежде всего:
не запрещать переживания. Не нужно твердить ребенку: «Нельзя злиться! Нельзя бояться!»
Переживания – вполне естественная вещь, и они должны иметь право на жизнь.
Однако необходимо обсудить с ребенком, что вызывает страх или злость, вместе с
ним понять, почему другие люди совершают действия, вызывающие у него те или
иные эмоциональные реакции. Понимание действий других часто само по себе
снимает переживания.
Есть и другие
культурные формы, помогающие человеку справляться со страхом. Для детей это,
прежде всего, чтение страшных сказок в ситуации полной защищенности (на маминых
коленях). Сказки дают человеку пережить чувство неизбежности торжества добра
над злом, сопереживания радости и состраданию, обеспечивающих победу
маленького, слабого, но доброго, над большим злом. Другая полезная для детей
форма культурного преодоления страха - спортивные игры, вызывающие переживания
азарта, уверенности в победе.
В процессе
взросления ребенок должен получить опыт проживания и преодоления трудностей и
конфликтов. Задача взрослых состоит в том, чтобы, находясь рядом, помогать
ребенку определять конструктивные способы своего поведения в таких ситуациях.
Что делать,
если нужно спешить в школу, а ребенок не торопится?
Психологами
замечено негативное влияние активного организующего давления взрослого на
ребенка. Если постоянно торопить ребенка: «Давай быстрее, мы уже опаздываем! Ну
что ты копаешься?!», - то может, наоборот, закрепиться обратная реакция.
Сформируется защитный стереотип «медлительности»: в любой ситуации, требующей
быстрого реагирования, ребенок будет замедляться и «тормозить». В этом он ничуть
не виноват, так его организм защищается от тревоги и напряжения, вызванных
"эмоциональным прессингом" извне.
Поэтому
целесообразно проводить "профилактику цейтнотов". С этой целью,
организуя сборы ребенка в школу, желательно:
· Предусмотреть
более раннее вставание, позволяющее ребенку просыпаться,завтракать, одеваться,
умываться в его собственном темпе.
· Проследить,
чтобы ребенок собрал портфель и приготовил одежду и обувь с вечера.
Как относиться
к неудачам ребенка, почти неизбежным в начале школьной жизни?
Родители
часто относятся резко отрицательно к первым неудачам ребенка. Негативные оценки
взрослых повышают тревожность ребенка, его неуверенность в себе и своих
действиях. Это, в свою очередь, ведет не к улучшению, а к ухудшению результатов.
Так складывается порочный круг. Постоянные опасения ребенка услышать негативные
оценки со стороны домашних приводят к страху сделать ошибку. Это отвлекает
ребенка от смысла выполняемых им заданий и фиксирует его внимание на мелочах,
заставляет переделывать, исправлять, бесконечно перепроверять. Стремление
сделать работу как можно лучше на этом этапе только ухудшает дело. Особенно
сильно это проявляется у тревожных, неглупых, исполнительных детей.
Поэтому самое
правильное отношение к первым неуспехам ребенка – отношение понимания,
поддержки, помощи: «У тебя все получится. Я тебе помогу». Важно создать
условия для переживания ребенком (хотя бы иногда) собственной победы.
Каковы типичные проявления стресса и дезадаптации?
· Ребенок часто
плачет (больше, чем обычно).
· У него, в
отличие от обычного, подавленное или, наоборот, возбужденное состояние (хуже
засыпает).
· Ребенок
проявляет необоснованную агрессию (ругается, налетает, отвечает агрессивно,
лезет в драку).
· Ребенок
отказывается идти в школу.
Как можно снимать
стресс?
· Обеспечить
ритмичную жизнь и порядок дома (здесь очень важен собственный пример и
подражание ему ребенком).
· Важна теплая,
естественная, спокойная манера поведения взрослых дома (без срывов, повышенного
тона).
· Необходимо на
какое-то время продолжение традиционных «детских» ритуалов укладывания, еды,
умывания, совместной игры-обнимания, чтения на ночь, которые были приняты в
дошкольном детстве ребенка.
· Снимают
напряжение игры с водой, песком, рисование красками (с разрешением пачкания -
отсутствием критики или осуждения за испачканную одежду, пол!), изготовление
коллажей в "рваной" технике (рвать цветную бумагу, старые журналы и
клеить из них картины), спортивные игры на воздухе (мяч, скакалки, «классики» и
пр.)
· Чрезвычайно
важно отсутствие лишних постоянных раздражителей (телевизор, приемник).
· Необходимо
давать ребенку возможность испытывать время от времени настоящую детскую
радость (праздник, театр).
· Для многих
лучше всего снимает напряжение отдых на природе (особенно, труд).
Какие необычные проявления ребенка требуют обращения к
специалисту?
· Страхи
(ночные страхи).
· Энурез
(недержание мочи), особенно если перед школой этого уже не было.
· Грызение
ногтей, заикание или подергивание века, лицевых мышц.
· Ярко
выраженная агрессия.
О чем лучше
спросить ребенка, когда он возвращается из школы?
Психологи
установили, что родители своими вопросами о школе показывают ребенку свои
приоритеты и ценности. Машу мама всегда спрашивает по дороге домой: «Что ты
сегодня получила? Тебя хвалили или ругали?». Ваню спрашивают о том, с кем он
подружился, было ли ему интересно. Петю о том, что он нового сегодня узнал.
Сашу – что было в школе на завтрак, не проголодался ли он.
Именно то, о
чем Вы все время спрашиваете, и покажет ребенку, что для Вас в жизни главное, а
что второстепенное. Он интуитивно будет ориентироваться, скорее всего, на Ваши
ценности. Это не означает, что он и будет развиваться именно в соответствии с
вашими желаниями. Часто бывает так, что слишком резко заявленные родителями
приоритеты вызывают тяжелейшие кризисы у ребенка, ощущающего, что он не в
состоянии соответствовать этим родительским запросам. Иногда, наоборот,
ориентируясь на интересы родителей, ребенок начинает игнорировать
образовательные ценности школы.
По Вашим
вопросам о школе ребенок должен понять,
· что Вам
интересно все, что с ним происходит,
· что Вам важны
его успехи, но Вы любите и принимаете его таким, каков он есть.
Что не может быть сделано без участия родителей?
Без участия
родителей не может быть построена самостоятельность младшего школьника в
организации своего рабочего места, в выполнении домашних работ, в подготовке
своей одежды и портфеля к завтрашнему дню.
Культивирование
самостоятельности – это ответственная и постепенная работа Часто бывает проще
что-то сделать самому, чем ждать, пока это сделает ребенок. Иногда действия
ребенка представляют для него реальную опасность. И тогда родители
предостерегают его: «Не делай сам, это опасно (трудно), за тебя сделаю я». Эта
неправильная установка приводит к «выученной беспомощности», отказу ребенка в
дальнейшем от любых самостоятельных действий, неверию в собственные силы.
За чем должен
проследить родитель, если он хочет помочь ребенку учиться?
Самая главная
задача родителей во время школьного обучения ребенка – не стать
учителями-дублерами, а остаться родителями, принимающими, понимающими и
любящими своего ребенка, невзирая на его школьные успехи или неудачи. Поэтому и
следить родитель должен, в первую очередь, за уровнем самостоятельности ребенка
в домашних делах (в том числе и в выполнении школьного домашнего задания).
Если до начала
обучения в школе ребенок не овладел приемами самостоятельного одевания
(например, завязыванием шнурков), укладывания спать, уборки «своей территории»,
чистки зубов перед сном и пр., то это – первейшая забота родителя. Причем
отдельные дела или действия ребенок к этому времени уже может выполнять
самостоятельно, без присмотра взрослого и по собственной инициативе.
С первого
сентября к этому добавляются:
· подготовка
стола к выполнению домашней работы;
· сбор
портфеля;
· подготовка с
помощью родителей школьной формы (или одежды и обуви, в которой завтра ребенок
пойдет в школу).
Как помочь ребенку организовать свое рабочее место?
Во-первых,
личным примером. Если на Вашем рабочем месте постоянный беспорядок, то
совершенно бесполезно приучать к порядку ребенка.
Когда Вы
покажете ребенку свое рабочее место (кухонный стол, письменный стол, рабочий
стол), то обратите его внимание, какими предметами Вы пользуетесь, для чего они
нужны и в каком порядке Вы их раскладываете на рабочем месте.
Пусть ребенок
расскажет Вам, какими вещами он пользуется при подготовке к урокам и как ему
удобнее их разложить на столе. Определив вместе с ребенком удобные для разных
вещей места, можно наклеить на поверхность стола наклейки – «домики» для каждой
вещи.
Обратите
внимание на позу сидящего за столом ребенка. Ему еще трудно контролировать
себя, он не очень хорошо ощущает собственное тело, а тем более трудно долго
сидеть в одной позе. Можно сделать несколько фотографий сидящего в разных позах
ребенка, а потом изучить их вместе с ним – имитируя эти позы и обсуждая, чем
они плохи (искривление позвоночника, затекание ног, закрывание собственной
работы от света и пр.). Научите его разным веселым упражнениям, которые лучше
делать в перерывах между занятиями (если ему уже показали в школе, пусть
покажет их Вам) – упражнения для пальцев рук, физкультминутки под ритмические
стихи.
Как часто требуется взаимодействовать с учителем в период
адаптации?
В адаптационный
период должна быть налажена постоянная связь между школой и родителями. К
сожалению, учителя редко знают о том, что происходит с ребенком дома после
занятий, а родители имеют слабое представление о том, что происходило с
ребенком в школе. Нужно договориться о месте и времени встреч учителя и
родителей, на которых они могли бы обменяться своими наблюдениями,
впечатлениями по поводу действий детей. В течение первого года обучения детей
родители и учителя должны стать единомышленниками.