Анализ
метапредметных результатов реализации ФГОС НОО
в период с 2011/2012-2013/2014 уч.г.
Оценка
сформированности УУД осуществлялась на основании диагностического инструментария,
представленного в приложении к программе формирования УУД у учащихся. Анализ
психолого-педагогического сопровождения ФГОС в период 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014
у.г. показал следующую картину изменений в показателях сформированности УУД:
Личностные УУД
Сравнивая
показатели личностных УУД в
2011-12, 2012-13 и в 2013-14 у. г., можно сделать следующий вывод: наблюдается
спад показателей высокого уровня за счёт роста показателей среднего уровня и, в
некоторых случаях, роста показателей
высокого уровня, что свидетельствует о том, что
у большинства школьников сформировалось положительное отношение к школе;
присутствует ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец
«хорошего ученика», школа привлекает
внеучебной деятельностью.
Коммуникативные УУД
По показателям
коммуникативных УУД наблюдается
значительный рост показателей высокого уровня в 3Б классе. Учащиеся активно
принимают участие в работе группы, умеют
договариваться с другими людьми, понимают смысл высказываний других людей и
выражают свою точку зрения, владеют большим
словарным запасом и активно им
пользуются. В 3А, 3В и 3Г
классах произошёл спад показателей высокого уровня за счёт роста показателей
среднего уровня. Дети - частично отвечают на
вопросы, работают в паре
ситуативно, частично соблюдают этикет, не всегда понимают речевое
обращение другого человека, слышат,
понимают, обратную связь дают ситуативно.
Познавательные УУД
По показателям
познавательных УУД наблюдается рост высокого
уровня в 3В и 3Г классах за счёт спада показателей низкого уровня. Учащиеся
выполняют задания самостоятельно, не допуская ошибок, могут выполнять задания продуктивного
характера. В 3А и 3Б
классах произошёл спад показателей высокого уровня за счёт роста показателей
низкого уровня. Большинство умений не сформированы, не сформированы операции выделения
существенных признаков, операция сравнения затруднена. Учащиеся
самостоятельно не могут ориентироваться в учебнике: определять умения, которые
будут сформированы на основе изучения данного раздела.
Регулятивные УУД
По показателям
регулятивных УУД также наблюдается рост
показателей высокого уровня в 3Б классе. Столкнувшись с новой задачей учащиеся, самостоятельно формулируют познавательную
цель и строят действие в соответствии с ней, могут выходить за пределы требований
программы, четко могут дать отчет о своих действиях после принятого решения. В 3А, 3В и 3Г
классах наблюдается спад высокого уровня за счёт роста низкого и среднего
уровней. При среднем уровне, включаясь в работу, дети охотно осуществляют решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя
за ее требования, четко осознают свою цель и структуру найденного способа
решения новой задачи. При низком
уровне учащиеся быстро отвлекаются или ведут себя хаотично. Нуждаются в пошаговом контроле со стороны
учителя. Не могут ответить на вопросы о том, что они собираются делать или что сделали. Низкие показатели объема и концентрации внимания. Не контролируют учебные действия, не замечают
допущенных ошибок. Контроль
носит случайный, непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может
обосновать своих действий. Неумение опираться на образец. Низкий уровень
развития произвольного внимания. Не могут оценить свои силы относительно решения
поставленной задачи.
Личностные УУД
Сравнивая
показатели личностных УУД в
2012-13 и в 2013-14 у. г., можно сделать следующие выводы:
Наблюдается рост показателей высокого уровня, что
свидетельствует о том, что у
большинства школьников сформировалась
своя точка зрения, есть предпочтение уроков «школьного» типа урокам
«дошкольного» типа; адекватное содержательное
представление о школе; предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным
занятиям дома, предпочтение социального
способа оценки своих знаний.
Показатели среднего уровня также остались
достаточно высокими. Положительное отношение к школе; ориентация на содержательные
моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», школа привлекает внеучебной деятельностью.
Произошло снижение показателей низкого уровня.
Процент детей с отрицательным отношением к школе стал гораздо меньше.
Коммуникативные УУД
По показателям
коммуникативных УУД наблюдается значительный спад. Преобладающим
является средний уровень. Дети - частично отвечают на вопросы, работают в паре ситуативно, частично соблюдают этикет, не
всегда понимают речевое обращение другого человека, слышат, понимают, обратную связь дают
ситуативно.
Познавательные УУД
По показателям
познавательных УУД наблюдается незначительный
рост высокого уровня во 2А и 2Б классах и незначительный спад во 2В классе. Преобладающим
является средний уровень – действия выполняются по образцу, есть способность
выполнять действия при направляющей помощи педагога, пересказывать
и работать с информацией. Однако
стабильно высокими остаются показатели
низкого уровня. Большинство умений не сформированы, не сформированы операции выделения
существенных признаков, операция сравнения затруднена. Самостоятельно
не могут ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного раздела.
Регулятивные УУД
По показателям
регулятивных УУД также наблюдается рост
среднего уровня во 2А и 2В классах за счёт спада высокого уровня, во 2Б классе
наблюдается спад высокого и среднего уровней за счёт роста низкого. Включаясь в
работу, учащиеся быстро отвлекаются или ведут себя хаотично. Нуждаются в пошаговом контроле со стороны
учителя. Не могут ответить на вопросы о том, что он собираются делать или что сделали. Низкие показатели объема и концентрации внимания. Не контролируют учебные действия, не замечают
допущенных ошибок. Контроль
носит случайный, непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может
обосновать своих действий. Неумение опираться на образец. Низкий уровень
развития произвольного внимания. Не могут оценить свои силы относительно решения
поставленной задачи.
Личностные УУД
Анализируя показатели
личностных УУД у учащихся 1-х классов в 2013-14 у. г. можно сделать следующие
выводы:
В 1А и 1В
классах преобладает высокий уровень, что говорит о сформированности у учащихся чувства необходимости учения,
наличии своей точки зрения, предпочтении уроков «школьного» типа урокам
«дошкольного» типа; адекватном содержательном представлении о школе;
предпочтении классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома.
В 1Б классе
преобладает средний уровень. У учащихся наблюдается положительное отношение к
школе; ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец
«хорошего ученика», школа привлекает
внеучебной деятельностью.
Коммуникативные УУД
Аналогичная
картина наблюдается по показателям коммуникативных
УУД. Учащихся осознанно стремятся к сотрудничеству, понимают речевое
обращение другого человека, слышат, понимают и дают собеседнику обратную связь.
Достаточно высокими являются показатели среднего уровня. Учащиеся частично
отвечают на вопросы, работают в
паре ситуативно, частично соблюдают
этикет, не всегда понимают речевое обращение другого человека, слышат, понимают,
обратную связь дают ситуативно.
Познавательные УУД
По показателям
познавательных УУД:
В 1А преобладает высокий уровень –
дети выполняют задания самостоятельно.
В 1Б и 1В
классах преобладает средний уровень. Это говорит о том, что большинство учащихся
действуют по образцу. Способны выполнять задания при направляющей помощи
педагога. У детей частично сформированы операции обобщения, выделение существенных
признаков. Ориентируются самостоятельно, но делают ошибки. Задают много вопросов.
Регулятивные УУД
По показателям
регулятивных УУД:
В 1Б классе преобладает высокий
уровень. Учащиеся осознают, что надо делать
в процессе решения практической задачи, регулируют весь процесс выполнения, определяют
цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях
под руководством учителя.
В 1А и 1В классах
– средний. Учащиеся охотно осуществляют решение познавательной задачи, не
изменяя ее и не выходя за ее требования. Невозможность решить новую
практическую задачу объясняют отсутствием адекватных способов решения.
По
итогам проведенного мониторига сформированности УУД ежегодно осуществляется
следующая работа:
Анализ сформированности УУД представляется на
заседании методического совета школы.
Проводится индивидуальная консультационная работа с
педагогами по вопросам формирования УУД, снятию возникающих трудностей
(ответственные - педагог-психолог, руководитель кафедры учителей начальных
классов, зам. директора по УВР).
Вопросы формирования УУД, практические вопросы
организации деятельности по преодолению возникающих проблем, положительный
опыт деятельности учителей начальной школы рассматриваются на заседаниях
кафедры учителей начальных классов, представляется в рамках общешкольных
методических мероприятий (педагогический совет школы 2012-2013 уч.г.;
методическая неделя, деятельность региональной стажировочной площадки
ОГАОУ ДПО ИПКРО, 2013/2014 уч.г., деятельность проблемной группы по разработке ООП ООО, 2014-2015 уч.г.
Анализ подготовлен:
педагогом-психологом МБОУ СОШ № 9
Деминой М.В.