Рекомендации родителям учащихся 9 классов в ситуации выбора
(первичная
профориентация)
На пороге
выбора
В нашей жизни огромное значение имеет выбор.
Мы выбираем каждый день: что надеть, что поесть, что сказать. Часто нам
приходится делать и более значительный выбор: выбираем профессию,
супруга, место работы, власть. Часто вся наша последующая жизнь зависит
от того, какой выбор мы сделаем. Многие психологи и социологи считают,
что большинство проблем у людей возникает из-за того, что они не умеют
делать осознанный
выбор.
Что значит осознанный? Дело в том, что
состояние выбора является для человека травмирующим фактором, и человек
старается как можно скорее выйти из ситуации выбора, выбрав первое, что в
голову придет. При этом в основе выбора лежат случайные критерии:
выбрал потому, что такой же выбор сделал мой друг, поступил так по
совету родителей, выбрал такое поведение, потому что так ведет себя
кумир ребенка (друг, кинозвезда, певец, тренер и
т.п.)
В этом году девятиклассникам предстоит
впервые сделать самостоятельный выбор: где дальше продолжить
образование, какой выбрать индивидуальный учебный план. Мы должны помочь
и в этом сложном деле, но не осуществлять выбор за них, ведь мы же не
сможем прожить за них всю
жизнь.
Для того чтобы помочь вашему ребенку,
необходимо учитывать
следующее:
1.В 15 лет намечается отход от копирования
оценок и суждений взрослых и проявление самостоятельности. Дайте
возможность ребенку самому сделать первый в его жизни выбор. Пока этот
выбор не имеет еще жизненной значимости, пусть ребенок попробует выбрать
сам.
2.Старшие подростки любят говорить о том, что
их волнует. Найдите время для общения со своим ребенком. Не навязывайте
ему своего мнения. Выслушайте внимательно, о чем мечтает ребенок. Не
высмеивайте его мечты, какими бы нереальными они не
были.
3.Детям очень важен опыт своих родителей.
Расскажите, как вы выбирали профессию, чем при этом руководствовались,
кто вам помог.
4.Ребенок выбирает только то, что знает,
поэтому дайте ему как можно больше информации о различных профессиях, о
его возможностях в
жизни.
5.Психологическая служба провела тестирование
девятиклассников с целью изучения преобладающих склонностей, интересов,
особенностей мышления и с целью изучения типа темперамента.
Проанализируйте вместе с ребенком полученные результаты. Помните, что
эти результаты не приговор: окончательный выбор все равно за ребенком.
Но прислушаться к совету специалистов все же нужно, чтобы учесть, какие
возможности есть у ребенка и какие трудности могут возникнуть на его
жизненном пути.
6.Помните: самая главная ценность - здоровье и
благополучие ребенка. А это возможно лишь тогда, когда требования,
предъявляемые к ребенку, соответствуют его
способностям.
7.Ваш ребенок должен иметь право на ошибку.
Рекомендации родителям учащихся 11 классов в ситуации выбора
(первичная
профориентация)
Жизненный выбор вашего
ребенка
Для ранней юности
характерна обращенность в будущее. Важно, чтобы он был подготовлен к
выбору, который ему предстоит сделать. Сложность современной ситуации
заключается в том, что единообразие образования за долгие годы
сформировало особый тип личности, одной из важных особенностей которой
является отсутствие у человека потребности выбирать самому. В такой
ситуации выросли практически все родители, и если они научились
выбирать, то не благодаря системе, а вопреки ей. Теперь же, когда их
ребенку предстоит осуществить самостоятельный выбор, они желают сделать
за него то, что не смогли сделать сами, - выбрать ему жизненный
путь.
Этого не следует делать уже хотя бы потому,
что нельзя лишать ребенка возможности приобрести самостоятельный
жизненный опыт. Как же вести себя родителям, когда их ребенок выбирает
себе жизненный путь?
1.Помогите ребенку сформулировать свои цели.
Некоторые психологи считают, что определение цели - половина дела,
четкое представление цели помогает легко двигаться к ее
осуществлению.
2.Помогите ребенку проанализировать ситуацию
по следующей схеме: его внутренние резервы (способности, знания по
предметам), внутренние помехи (что есть в ребенке такого, что может
помешать осуществлению мечты: состояние здоровья, недостаточные знания) и
возможность преодоления этих помех, внешние благоприятные факторы
(наличие поддержки в окружающем мире), внешние неблагоприятные факторы
(наличие помех в окружающем
мире).
3.Не навязывайте ребенку свое мнение, если
советуете, то предлагайте несколько
вариантов.
4.Объясните ребенку, что ответственность за
принятое решение будет на
нем.
5.Когда решение уже принято, проанализируйте
последствия этого решения (ближние (через 1-2 года) и дальние (через
5-10 лет), положительные и
отрицательные).
6.Попробуйте спланировать вместе с ребенком
его будущую карьеру.
7.Учтите, что современные юноши и девушки при
выборе профессии ориентируются на следующие факторы: престижность
профессии, качества личности, присущие представителям этой профессии, и
принципы и нормы отношений, характерные для данного профессионального
круга. Сейчас, видимо, одним из наиболее важных факторов становится
материальный - возможность хорошо зарабатывать в будущем. Объясните, что
это, конечно, важно, но если работа не приносит радости, то это сделает
невыносимой жизнь.
8.То, насколько престижной окажется выбранная
профессия, зависит от уровня притязаний юноши или девушки. Существует
такая тенденция, проявляющаяся на протяжении всех старших классов: чем
ближе школьный выпуск, тем ниже уровень притязаний. Это может быть
следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть
проявлением малодушия, страха перед решительным шагом. Психологическая служба нашей школы готова
помочь выяснить причины понижения уровня
притязаний.