Главное в общении с подростком – сохранить с ним
контакт и доверительные отношения.
Старайтесь быть в курсе его дел (занятий,
увлечений, круга друзей, места прогулок), но не устраивайте допросов и
избегайте мелочного контроля.
Помните, что в течение двух-трёх лет друзья будут
для подростка большим авторитетом, чем родители. Не стоит обижаться. Нужно
просто потерпеть, это пройдёт.
Разговаривайте с ребёнком чаще. Будьте вместе.
Займитесь общим делом.
Безусловно принимать ребёнка – это значит любить
его не за то, что он красивый, умный и так далее, а за то, что он есть.
Можно выражать недовольство поступком, отдельными
действиями ребенка, но не ребёнком в целом.
Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства.
Волшебные слова мудрого родителя: «Я тебя понимаю. Я вижу, что тебе плохо
(обидно, страшно, грустно, ты злишься и т.д.)»
Прикасайтесь к своему ребёнку, чаще обнимайте его.
Берите на себя только те дела ребёнка, которые он
не может выполнить сам. Остальное предоставьте ему делать самостоятельно.
Позволяйте ребёнку встречаться с отрицательными
последствиями его действий. Тогда он научится отвечать за свои поступки.
Чаще хвалите ребёнка. Похвала принесёт больше
пользы, чем критика.
Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Это
вызовет только агрессию.
Не оставляйте без внимания любые резкие изменения в
состоянии и поведении ребёнка. Может быть, ребёнку нужна помощь
специалистов (врача, психолога, психиатра).
Правила (ограничения, требования, запреты)
обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка.
Правил, запретов не должно быть слишком много.
Правила и требования должны быть согласованы
родителями между собой.
Не занимайтесь «воспитанием», когда вы взвинчены, раздражены.
Наказывать ребёнка нужно, лишая его хорошего, а не
делая ему плохое.
Главное, чтобы ребёнок знал: что бы с ним ни
случилось, он может попросить у вас помощи.
Помните: пережитые вместе положительные эмоции –
это «золотой фонд» вашей жизни с ребёнком!
Как разговаривать с
подростком?
1. Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение,
злость. Выражения типа "терпеть не могу", "ты меня извёл",
"у меня нет сил", "ты мне надоел", повторяемые несколько
раз в день, бессмысленны. Ребёнок просто перестает их слышать. 2. Не разговаривайте с ребёнком между делом, раздражённо, показывая всем своим
видом, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь,
если не можете отвлечься, и обязательно поговорите с ним позже. 3. Если есть возможность отвлечься, отложите все дела, пусть ребёнок
почувствует ваше внимание и заинтересованность. 4. Во время разговора помните, что важны тон, мимика, жесты, на них ребёнок
реагирует сильнее, чем на слова. Они не должны демонстрировать недовольство,
раздражение, нетерпение. 5. Поощряйте ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то,
о чём он говорит.