Школьная методическая неделя – 2013: «Современный урок на деятельностной основе»
В период с
11 по 16 февраля в школе состоялась ежегодная методическая неделя «Современный урок на деятельностной основе»,
давно ставшая традиционной формой методической работы нашего педагогического
коллектива. Цель
прошедшей «методической недели» –
самоанализ учителем педагогических условий для реализации
деятельностного подхода в ходе работы над темой самообразования.
В ходе проведения недели
решались следующие задачи:
реализация
научно-методической темы школы;
создание
условий для самообразования педагогов;
изучение
опыта работы учителей-инноваторов и
создание условий для обобщения и внедрения в учебно-воспитательную деятельность
передового педагогического опыта;
создание
ситуации успеха и реализация творческого потенциала как коллектива в целом, так
и каждого его члена в отдельности.
Нормативно-правовое и
методическое обеспечение:
Положение о методической
неделе.
Положение о школьном
конкурсе педагогического мастерства «Современный урок».
Требования к подготовке
конспекта урока; схема конспекта урока.
Критерии оценки
конспекта урока.
Памятки:
целевой
анализ интегрированного урока;
целевой
анализ урока с позиций деятельностного подхода.
В ходе подготовки к
данному методическому мероприятию были проведены установочные совещания и индивидуальные консультации для
учителей с целью определения ключевых моментов целевого анализа и самоанализа
урока, ориентированного на реализацию темы самообразования. Стартом методической недели стал методический
семинар «Особенности организации учебного процесса на интегрированной
основе в соответствии с ФГОС нового поколения»(11.12.2013 г.). Данный семинар-отчет школьной
творческой группы «Межпредметная интеграция на основе проектной деятельности»
был подготовлен руководителем группы Скворцовой Г.В. и ее участниками. Его цель
– актуализация знаний и представление опыта
по проблеме интеграции в организации УВП – решалась в ходе анализа
следующих проблемных вопросов:
План проведения семинара
Теория
вопроса: понятие интеграции, интегративность и межпредметные связи,
разноуровневая интеграция (Скворцова Г.В.).
Моделирование
системы занятий интегрированного характера: анализ содержания программ,
выработка принципов вертикального и горизонтального тематизма (Скворцова Г.В.).
Разработка
и анализ интегрированного урока. Критерии оценивания знаний обучающихся с
учетом интегративной специфики урока (Маллуева К.Ю.).
Памятки
участникам семинара (Маллуева К.Ю.).
Анонс
хода методической недели (Зонтаг Е.А.).
Во второй день методической недели в школе даны открытые уроки педагогов группы по теме
инновационной деятельности и открытые уроки-отчеты педагогов начальной и
основной школы по темам самообразования (разработки уроков см. по ссылкам в
таблице):
Класс
Предмет
Форма урока,
тема
Учитель
Каб.
Интегрированные
уроки
4В
Литература,
музыка (интегрированный урок)
«В
мире волшебных звуков». М.Ю. Лермонтов
«Утес»
Кравченко
Г.В.
Голубева
Н.Н.
116
3А
Окружающий
мир, биология, география
(разновозрастный
интегрированный урок)
«Аквариум
– маленькая экосистема»
Белобородова И.Ф.
Гринькова
О.В.
Левицкая
А.Н.
225
Уроки по темам
самообразования
2 Г
Русскийязык
«Упражнения
в написании имён собственных»
Возняк
Н.И.
222
8А
История
«Внешняя
политика: Россия при Николае I» (урок с применением
технологии критического
мышления)
Смирнова
Т.В.
211
9А
Алгебра
«Прогрессии»
(урок-семинар)
Закирова
О.Г.
304
2Б
Математика
«Смысл
деления»
Букельманова
Н.В.
226
2А
Окружающий
мир
«Зимняя
жизнь птиц и зверей»
Афанасова
М.П.
223
В
проведении методической недели приняли участие 42 учителя, посетившие открытые
уроки и участвовавшие во взаимопосещении. В
рамках недели объявлен конкурс педагогического мастерства «Современный
урок» (на лучшую разработку конспекта урока по теме самообразования), итоги
которого подводятся. При подведении предварительных итогов прошедшей
методической недели, анализе работы педагогов по темам инновационной
деятельности и темам самообразования в рамках заседании методического совета (21.02.2013)
руководителями кафедр и МО были сделаны следующие выводы:
Формат методической
недели является эффективной формой методической работы, позволяющей продуктивно
решать все поставленные задачи.
Необходимо развить
инициативу творческой группы и продолжить работу по планированию и
реализации инновационной деятельности в сфере межпредметной интеграции для
эффективной реализации ФГОС нового поколения.
Проведенные во время «методической недели» открытые
уроки соответствовали требованиям деятельностного подхода. Планируя уроки,
педагоги ориентировались на требования деятельностного подхода при
организации целеполагания и рефлексии обучающихся в ходе проблемного предъявления
материала, ориентации на развитие общеучебных навыков школьников. Для поддержания
продуктивной работы использовались различные режимы организации УВП
(коллективная, групповая,
индивидуальная работа, с опорой на заранее подготовленные сообщения
учащихся). Активно использовались средства ИКТ, раздаточные дидактические
материалы.
Большинство уроков при взаимопосещении носили
«рабочий» характер и показывали практическую работу педагогов по
реализации тем самообразования.
В процессе взаимопосещения были
отмечены следующие проблемные моменты в реализации деятельностного подхода на
уроке:
в ряде случаев целеполагание
обучающихся организуется учителем, оно формально для самих школьников,
соответственно, ставящиеся и решаемые обучающимися учебные задачи не полной
мере связаны с их внутренними познавательными мотивами;
по-прежнему не все обучающиеся (в
силу дифференцированного по успеваемости состава классных коллективов) продуктивно
работают на уроке и вовлечены в учебный процесс в полную силу, что требует
постоянного контроля со стороны учителя.
Выводы: Требования
по реализации деятельностного подхода осуществляются педагогами школы, исходя
их собственной технологической подготовки и направлений профессионального поиска. Работа
над темами самообразования приобретает системный характер, когда она не только
планируется учителем, но и рефлексируется
им самостоятельно и при помощи коллег. Большинство
учителей школы считают, что проведение методической недели необходимо. Посещение
уроков коллег – это профессиональная рефлексия, важнейшая из компетенций
современного учителя, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны,
уточнить отдельные моменты своего стиля профессиональной деятельности.