С 28.02.11г. по 05.03.11г. в
школе прошла «методическая» неделя «Современный урок на деятельностной основе»
Цель «методической недели» – организовать
на уровне школы обмен передовым педагогическим опытом по реализации
деятельностного подхода в обучении школьников.
Основные мероприятия по подготовке к «методической неделе»:
1. Совещание с руководителями
кафедр и школьных МО по организации методической недели – отв. Шушурихина Т.И.,
Зонтаг Е.А.
2. Индивидуальные консультации
для учителей с целью определения ключевых моментов целевого самоанализа урока,
ориентированного на реализацию деятельностного подхода в обучении – отв. Шушурихина
Т.И., Зонтаг Е.А., руководители предметных кафедр, школьных МО
4. Взаимопосещение в течение
«методической недели» уроков на уровне школы в соответствии с графиком – отв.
руководители кафедр.
5. Подведение итогов методической
недели в рамках заседания предметных кафедр (Пн, 07.03.2011).
В проведении
методической недели приняли участие 42 учителя.
Анализ
посещенных уроков выявил следующее: реализация деятельностного подхода требует
практической ориентации урока, организации собственной активности обучающихся. Проведенные
во время «методической недели» уроки в основном соответствуют требованиям деятельностного
подхода: цели урока доведены до понимания обучающихся; проблемное изложение
материала способствовало включению обучающихся в самостоятельную деятельность в
ходе проигрывания учебной ситуации; уроки завершались рефлексией обучающихся. Можно
сказать, что на многих уроках было организовано продуктивное сотрудничество
учителя и школьников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем.
Для
продуктивной деятельности обучающихся педагоги организуют работу в группах, в
парах, опираясь на заранее подготовленные сообщения учащихся (индивидуальные
задания); активно используют ИКТ технологии, мультимедийные средства обучения, раздаточные
дидактические материалы.
Однако, несмотря
на постановку проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения,
соответствие подбора наглядных пособий требованию продуктивного обучения, использование
системы самоконтроля и взаимоконтроля, не всем педагогам удается активизировать
деятельность учащихся на уроке. Как следствие, не все уроки, проведенные в
рамках методической недели, отвечают требованиям современного урока на
деятельностной основе.
Рекомендуется:
- дифференцировать и индивидуализировать
работу с обучающимися;
- продумывать разнообразные
варианты, формы и методы работы как с сильными учащимися, так и с имеющими
пробелы в обучении школьниками;
- своевременно оценивать
результаты деятельности обучающихся для мотивирования их познавательной
активности.
Выводы
Большинство
учителей школы считают, что проведение методической недели необходимо. Посещая
уроки своих коллег, учителя получают возможность взглянуть на свой урок как бы
со стороны, осознать его как явление в целом, увидеть свои сильные и слабые
стороны как профессионала. Представляется важным целенаправленно осмыслить
совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их
практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Посещение
уроков коллег – это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые
стороны, уточнить отдельные моменты своего стиля профессиональной деятельности.
Спасибо всем учителям школы, руководителям
кафедр, МО за активное участие в методической неделе!
Конспекты открытых уроков, проведенных в рамках методической недели, смотри приложение: